«Костяк» интернета — это пользователи, которые выкладывают в сеть всё больше и больше персональной информации, и IT-компании, которые используют эту информацию для создания новых сервисов и совершенствования существующих.
Дискуссия о том, сколько стоят эти данные, активно разрастается. Разбираемся, для чего компании используют ПД пользователей и можно ли их сделать (так или иначе) платными.
/ фото Kevin Dooley CC
Смена парадигмы
Долгое время личные данные, которыми делятся пользователи в интернете, оставались бесплатными для компаний. Вопрос стоял лишь в том, как их собрать, проанализировать и использовать.
Сейчас этот нарратив меняется. Регуляторы ограничивают возможности IT-компаний и расширяют права юзеров: вводят новые законы, которые дают пользователям больший контроль над предоставляемой ими информацией. В результате пользователи начинают понимать, что у информации есть цена, а за практически любым действием, совершаемым ими в интернете, стоит та или иная форма манипуляции их персональными данными.
Это перестает устраивать пользователей — многие опросы, проведенные в 2018 году, показывают, что в обществе растет недовольство тем, как компании обходятся с ПД.
Ангела Меркель не так давно заявила, что нужно как можно скорее «повесить ценник» на персональные данные пользователей. Она предлагает рассматривать их с юридической точки зрения как материалы для ведения бизнеса. Цель подобной инициативы — сократить разрыв между традиционным бизнесом и IT-сектором и повысить понимание ценности персональной информации.
Но с точки зрения экономики данных информацию сложно описать, заключить в строгие понятийные рамки. Она может использоваться практически бесконечное количество раз, в отличие от, например, природных ресурсов. Более того, в определенных случаях из ресурса информация превращается в результат труда, а это ещё одно отдельное поле для технологических и правовых дискуссий.
Сколько стоят ПД
Данные о возрасте и местоположении, история поиска пользователей — столпы многомиллиардной индустрии рекламы в интернете. Например, только в 2017 году контекстная реклама принесла Facebook 40 млрд долларов — на 49% больше, чем годом ранее. Однако адекватно оценить стоимость информации каждого отдельного пользователя того или иного сервиса (в валюте) довольно сложно.
Исследователи из Рочестерского университета на основании количества просмотров страниц с рекламой подсчитали, что в среднем стоимость поведенческой информации одного пользователя Facebook в 2016 году составляла 47 долларов. Однако сами пользователи (из США, Великобритании и Германии) оценили свои персональные данные в 150 долларов — это средняя цифра по трем тысячам респондентов, опрошенных исследовательской компанией Syzygy в мае 2018 года.
При этом треть респондентов из США готовы довольствоваться всего 25 долларами. А 67% немцев, 52% англичан и 55% американцев заявили, что не продадут свои данные ни за какие деньги, даже любимым брендам.
Иными словами, определить реальную и честную цену информации — отдельная крупная проблема, так как все пользователи оценивают её по-разному.
Ещё один актуальный вопрос — процесс оплаты и организации технологии обмена информации на деньги. Одно из решений в этой области — DataWallet, приложение для продажи своих персональных данных. Каждый пользователь самостоятельно выбирает, какой именно информацией он готов поделиться (например, место работы, но не день рождения) и из какого источника (например, Facebook или Twitter). Приложение собирает все данные, удаляет всю персонализацию (адрес электронной почты, имя и так далее), объединяет их в аналитические отчеты. Эти отчеты идут на продажу, и их могут купить брокеры данных. Приложение потом распределяет вырученные деньги с продажи между всеми пользователями, чьи данные вошли в купленный отчет. В среднем пользователь может получить через DataWallet от 1 до 50 долларов.
Другой вариант — исключить «промежуточное звено» и предложить самим IT-сервисам «покупать» у пользователей их персональные данные. Правда, в таком случае сумма компенсации вряд ли будет значительной (например, если Facebook разделит свои доходы между всеми ежемесячными пользователями, то каждый получит около 9 долларов в год). Более того, это странным образом повлияет на экономику IT-сектора: сейчас многие из сервисов в интернете бесплатны (в отличие от офлайн-бизнеса), а в рамках такой модели им придется ещё и доплачивать пользователям.
Будущее машинного обучения
Сегодня во многих случаях каждое решение или действие пользователя — лайк в соцсетях, загрузка файла, поисковый запрос, взаимодействие с рекламным объявлением — это единица информации для алгоритмов машинного обучения, лежащих в основе какого-либо IT-бизнеса. Получается, что серфинг в интернете превращается в своеобразную работу, которую, однако, неизвестно как отслеживать и оплачивать.
/ фото Best Picko CC
Одно из возможных решений, считают эксперты, подсказывает история — это создание «профсоюзов информационного труда», которые будут общаться с компаниями, договариваться о ставках, предотвращать правонарушения и следить за качеством информации.
Если такая концепция, кажущаяся чем-то из научной фантастики, так или иначе воплотится в жизнь, IT-гиганты потеряют часть прибыли, но, вероятно, выиграют в долгосрочной перспективе. Организованный рынок «информационного труда» будет генерировать регулярный поток более качественной информации, благодаря которой алгоритмы смогут стать ещё лучше.
Повесить ценник не просто
В одном месте на персональные данные давно повесили ценник. Это место — Dark Web, и доступная там информация значительно отличается от той, в которой заинтересованы рекламные биржи и бренды. Там можно получить куда более важную информацию, чем пол или семейное положение: от данных водительских лицензий до паролей от кредитных карт.
Как отмечают в аналитическом агентстве Experian, цена за медицинскую информацию может достигать тысячи долларов, а за данные паспортов могут попросить две тысячи.
Для «светлой стороны» IT-сектора цена персональной информации — вопрос открытый и новый. Он связан не только с технологиями и экономикой, но и с паттернами поведения пользователей, привычным потреблением информации, статусом кво в отношениях между интернет-сервисами и теми, кто ими пользуется.
Пока что все разговоры об оценке ПД пользователей остаются лишь разговорами. Однако если дело дойдет до законодательного регулирования, то стоит тщательно продумать все положения и акты, поскольку это затронет основы интернета, к которому все привыкли.