ТерминОпределение
1st party dataДанные, принадлежащие клиенту: информация о посещении пользователями сайта или мобильного приложения компании, а также данные, полученные в ходе рекламных активностей бренда: e-mail, display, video, mobile и др. Дополнительно под собственными данными могут пониматься данные о транзакциях или любые другие CRM-данные о пользовательской активности. E-mail адреса, телефонные номера пользователей или идентификаторы пользователей в социальных сетях – также разновидность собственных данных. Собранные воедино собственные данные представляют собой большой массив маркетинговой информации, которая может быть использована для анализа и более четкого понимания портрета клиента. Рекламные кампании с использованием собственных данных показывают, как правило, наивысшие результаты, но имеют ограниченный охват по сравнению с кампаниями, основанными на других типах данных.
2nd party dataУникальное стратегическое партнерство участников экосистемы digital для постоянного или одноразового обмена аудиторными данными. Мы говорим о second-party data, когда один участник предоставляет свои собственные данные (first-party data) другому участнику. Например, когда производитель авто отдает автодилерам данные о пользователях, взаимодействовавших на его сайте с конфигуратором или скачавших цены; или когда площадка делится своими сегментами с рекламодателем для обогащения CRM (дополнительные инсайды о клиентах).
3rd party dataЛюбые аудиторные данные, полученные или купленные у игроков, специализирующихся на предоставлении сырых или обработанных данных. Сторонние данные помогают расширить имеющийся пользовательский профиль и предоставить доступ к ранее недоступной информации. К примеру, площадка, у которой есть поведенческие данные, но нет социально-демографических, может подключить соответствующего поставщика соцдема. В этом случае социально-демографические данные и будут являться third-party data.
Demand-side platform (DSP)Платформа (технология) для автоматизированной закупки рекламы. Позволяет рекламодателям и агентствам централизованно управлять и оптимизировать рекламные кампании, в том числе облегчая процесс закупки на основе аукционной модели ценообразования для баннерного, видео-, мобильного и нативного инвентаря с возможностью использования любых аудиторных данных для охвата релевантной аудитории.
Device IDУникальный идентификатор устройства.
IDFAМобильный рекламный идентификатор, позволяющий разработчикам приложений определить, кто использует их приложение. Apple предоставляет рекламный идентификатор (IDFA) как часть iOS в своих стандартах рекламы.
Look-alike (LaL)Алгоритм поиска похожей аудитории. На основании определенного сегмента собственных данных (к примеру, пользователи, совершившие целевое действие) и алгоритмов машинного обучения осуществляется поиск наиболее аффинитивной аудитории внутри базы, состоящей из 1st, 2nd или 3rd party данных для расширения искомого (анализируемого) аудиторного сегмента.
MAC-адресУникальный идентификатор, присваиваемый каждой единице активного оборудования (компьютеру, мобильному телефону) для реализации коммуникации устройств в сети Интернет (от англ. media access control, MAC).
Match rateПоказатель пересечения одного набора данных о пользователях с другим набором данных (по одному и/или нескольким идентификаторам).
Offline dataДанные, которые собираются и хранятся в офлайн-системах (CRM, процессинг, колл-центр), обладают характеристиками персональных данных, например: телефон, номер банковской карты, e-mail, Ф. И. О., номера документов пользователя и т. п. Часто собираются участником в офлайн-режиме при помощи физического контакта с пользователем.
Online dataДанные, которые собираются и хранятся в онлайн-системах (DMP, DSP, SSP), не обладают характеристиками персональных данных, например: cookie, device ID и подобные. Всегда собираются в режиме онлайн без физического контакта с пользователем
ProgrammaticАвтоматизированная закупка, анализ и оптимизация рекламного онлайн-инвентаря с принятием в режиме реального времени решений по стоимости, месту и времени размещения.
Анонимизация данныхПроцесс удаления персональной информации из собранных данных.
Атрибут пользователя / Признак пользователяЕдиница данных о пользователе, содержащая конкретный вид знаний о нем (например, демография, lifestyle и т. п.).
Аудитория / Аудитория участникаСовокупность всех пользователей, вступавших в различные виды взаимодействия с конкретным участником: получение рекламного сообщения, посещение ресурса, регистрацию, покупку и т. п.
Аудиторные данныеСовокупность характеристик аудитории интернет-пользователей.
Биржа данныхПосредник между поставщиком данных и покупателем, с агентской схемой вознаграждения. Такие игроки, с одной стороны, помогают поставщикам монетизировать данные, а с другой – позволяют покупателю получить доступ к широкому ассортименту данных/сегментов различных поставщиков в «одном окне».
Куки (cookies)Данные, которыми веб-сервер помечает посетителя при посещении веб-страницы. Представляют собой небольшие файлы служебного типа с текстовой информацией, которые хранятся в браузере компьютера.
МедиаагентствоПоставщик маркетинговых услуг рекламодателям через любые маркетинговые каналы: как цифровые, так и нецифровые (ТВ, радио, наружная реклама). Предоставляет весь комплекс услуг, в том числе планирование рекламных кампаний, создание креативов и контента и т. п.
Персональные данныеОпределенные типы идентификаторов или их набор, позволяющие однозначно идентифицировать физическое лицо (Ф. И. О., номера документов) и обеспечить владельцу таких данных персональный контакт.
Платформа управления данными (DMP)Платформы управления данными, обладающие набором аппаратных средств для сбора, хранения и обработки любых типов аудиторных данных (1st, 2nd, 3rd), а также возможностью их активации (использования) через привычные медиаканалы. DMP осуществляет централизованную работу с аудиторными данными рекламодателя или площадки и позволяет превратить потоки разрозненной информации в структурированные аудиторные знания. Формирование эффективных аудиторных сегментов происходит в режиме реального времени, что позволяет выстраивать непрерывную коммуникацию с потенциальными потребителями. Аудиторные данные из DMP могут быть использованы в DSP, SSP, CRM (обогащение), CMS (динамическая адаптация контента сайта), DCO (динамическая адаптация креативов), а также на площадках прямого размещения за счет прямых интеграций с системами управления рекламой на стороне площадки (Ad Server).
ПользовательФизическое лицо, пользователь сети Интернет. Вступает в различные виды взаимодействия с участниками экосистемы данных: заходит на ресурсы участников, регистрируется на ресурсах, делает покупки и т. п.
Пользовательские данные / ДанныеЛюбая информация о человеке, привязанная к уникальным идентификаторам, позволяющим однозначно выделить его в рамках конкретной организации.
Поставщик данныхУчастники рынка, которые имеют доступ к большому объему данных, могут их накапливать и обрабатывать. Их разделяют на две категории: тех, кто поставляет необработанные (или сырые) данные – Raw Data Suppliers, и тех, кто поставляет готовые аудиторные сегменты – Processed Data Suppliers. В первом случае поставщики предлагают информацию об истории посещения сайтов и страниц, перед использованием которой покупателю, как правило, требуется ее дополнительно обработать для формирования конечного списка сегментов. Во втором случае на рынок поступают уже сформированные по определенным критериям сегменты (соцдем, интересы к различным категориям, намерения).
Потребитель данныхКомпании, заинтересованные в приобретении, хранении и использовании не только собственных данных, но и данных третьих лиц для достижения маркетинговых или любых других бизнес-целей и задач.
РекламодательУчастник, продающий товары, услуги, предлагающий B2C-сервисы собственной аудитории. Не обладает собственным рекламным инвентарем и использует издателей для показа своих объявлений.
Сегмент / Сегмент участникаПодмножество аудитории конкретного участника, выбранное на основании заданных правил (например, по социально-демографическим признакам и т. п.).
Таргетирование аудиторииПоказ рекламных объявлений только аудитории с заранее определенными атрибутами (демография, интересы и т. п.).